Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Изменения правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» на основании Приказа от 14 августа 2020 г. N 831 Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной системе “Интернет” и формату представления информации.

Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Имеется кнопка вызова для маломобильных групп населения, вывеска с названием организации, графиком работы организации. При необходимости ребенку-инвалиду и лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья; в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.

Получено заключение о  итоговом состоянии доступности ОСИ

Оценка создания специальных условий произведена 01.02.2021 председателем Всероссийским обществом инвалидов (ВОИ) г. Минусинска Ковалевым В.П. Получено положительное заключение о деятельности образовательной организации по созданию условий для обучения детей-инвалидов.

Требуется: приобретение и установка тактильных (рельефных) табличек, указателей, пиктограмм и др.

Приобретения и установки звуковых маяков (информаторов) с датчиком движения и бесперебойной кнопкой активации в здании и наружно; установка скамей для инвалидов;  информации и сигнализации (звуковые, световые, тактильные).  

Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:
  1. Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
  2. Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с воспитанниками, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МБДОУ: учителями-логопедами, учителя-дефектолога, педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
  3. Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования; социо-игровые методы и приемы; проблемный метод обучения; проектная деятельность; метод моделирования; деятельностный подход; сказкотерапия, пескотерапия; театрально-игровая деятельность; приемы мнемотехники; здоровьесберегающие технологии; динамические паузы; разминка для пальцев; упражнения для глаз; дыхательная гимнастика; релаксационные паузы; психогимнастика; музыкотерапия; пальцевый массаж.

При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)

Адаптированная образовательная программа формируется при поступлении в ДОО ребёнка-инвалида и детей с ограниченными возможностями здоровья.

АООП ЗПР стар., подг. гр. 2021-2022 уч. год

АООП РАС 2021-2022 уч. год

АООП НОДА стар. гр. 2021-2022 уч. год

АООП ТНР подг. гр. 2021-2022 уч. год

АООП ТНР стар. гр. 2021-2022 уч. год

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются и отражены: в паспорте доступности, в адаптированной образовательной программе.

Специально оборудованные учебные кабинеты:

Оборудованы: 3 кабинета учителя-логопеда, 1кабинет психолога, 2 кабинета учителя- дефектолога, музыкальный зал, спортивный зал, сенсорная комната.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют групповое помещение и объекты ( кабинет педагога-психолога, 3 логопедических кабинета, 2 кабинета учителя-дефектолога, музыкальный зал, спортивный зал, сенсорная комната) для проведения практических занятий. Все объекты для проведения практических занятий, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарногигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Все материалы доступны детям, при этом разграничены места хранения и использования материалов. Материалы периодически обновляются. Распределение по центрам сохраняется во всех возрастных группах, а наполнение конкретными материалами соответствует возрасту и особенностям развития и здоровья детей.

Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом с учетом развития детей в разных видах деятельности и включает в себя необходимые условия для всестороннего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей развития и здоровья, так же детей с ОВЗ. Создана доступная среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В каждой возрастной группе есть методический библиотечный фонд, где имеется художественная и научно-методическая литература для педагога. В центрах Речевой активности для детей представлены произведения художественной, научно-популярной и справочной литературы.  Также на 2 этаже детского сада находится методический кабинет, обеспеченный учебно-методической литературой для реализации Основной и Адаптированной общеобразовательных программ дошкольного образования.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Для реализации потребностей детей инвалидов и детей с ОВЗ в двигательной активности на занятиях и в свободной деятельности в детском саду  имеется необходимое физкультурно-спортивное оборудование. Для физического развития детей в спортивном  зале имеется спортивный инвентарь, позволяющий обеспечивать оптимальное физическое развитие воспитанников в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной двигательной деятельности детей: мячи, скакалки, обручи, мешочки для метания, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, наклонная доска, кегли, палки гимнастические, маты, мягкие модули, напольный коврик камешки «первый шаг», мягкие камешки, шипы, травка мягкая, шишки; массажный коврик резиновый, с камнями;  тактильная массажная дорожка (шары), массажная дорожка — шагайка. 

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Для организации разнообразных видов деятельности воспитанников МДОБУ  обеспечено средствами обучения и воспитания:

— игровым и учебным оборудованием (дидактические игры, игрушки, учебные пособия),

— спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты, обручи и др.),

— учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, различный демонстрационный материал),

— компьютерным оборудованием, оснащенным доступом к информационно-телекоммуникационным сетям (ноутбук, мультимедийный проектор) для организации работы педагога,

— специализированным  и нетрадиционным оборудованием для коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Аппаратно-программными и аудиовизуальными средствами (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты с презентациями и демонстрационными материалами для проведения образовательной деятельности по образовательным областям – познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое),

— печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).

Специальные условия питания:

Питание организовано в соответствии с «Примерным  10 дневным меню для организации питания воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций с 12-часовым режимом функционирования». Приготовление пищи осуществляется в пищеблоке, оборудованном согласно современным требованиям СанПин в полном объеме. Питание воспитанников осуществляется в групповых помещениях.

Информация о специальных условиях охраны здоровья:

В ДОУ созданы условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с традиционными формами работы по физической культуре: утренней гимнастикой, НОД, подвижными играми, физ.минутками, гимнастикой после дневного сна, активным отдыхом используются и нетрадиционные формы оздоровления: дыхательная гимнастика, оздоровительный бег, фитонцидотерапия (лук, чеснок), плавание в бассейне.

С целью снижения заболеваемости в детском саду успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная.  Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.    

Информация о доступе к информационным системам и информационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Обучающиеся самостоятельный доступ к информационным системам, электронным образовательным ресурсам не имеют, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Используются электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ и имеющие версию для слабовидящих:

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:

Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем детском саду имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

· Дети инвалиды и дети с ОВЗ обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам;

· Имеются следующие технические средства обучения, предназначенные для всех категорий воспитанников, в том числе и для детей инвалидов и детей с ОВЗ:

  • интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;
  • мультимедийные установки (проектор, ноутбук);
  • музыкальные центры;
  • сенсорное оборудование;
  • развивающее оборудование (дары Фребеля,  песочница для работы с мокрым песком).

Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:

  • возможность индивидуального сопровождения воспитанников узкими специалистами ДОУ (Учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог);
  • работа с семьями воспитанников;
  • методическая работа с воспитателями.

В МДОБУ «Детский сад  №28»  оборудована сенсорная комната для детей. Сенсорная комната – это специально оборудованное помещение. Изначально оно предназначалось для релаксации и снятия напряжения, но сегодня его возможности гораздо шире.

Сенсорная комната решает следующие коррекционные задачи:

  • уменьшает тревожность, успокаивает;
  • способствует активизации органов чувств;
  • снижает уровень нервных расстройств;
  • улучшает внимание и память;
  • помогает бороться со страхами;
  • устраняет агрессию;
  • пробуждает интерес к познанию;
  • улучшает сон;
  • активизирует творческий потенциал.

Сенсорное помещение полезно как здоровым детям, так и малышам с ограниченными возможностями.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:

Нет.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Нет.

Большинство из нас не знают о существовании Международного дня инвалидов. Как правило, люди обращают внимание на слабых, только когда с ними случается беда.

13 факторов, которые должен знать каждый, которые помогут взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и узнать чуть больше о проблемах инвалидов.

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Адресная программа (план) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечение доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории МДОБУ»Детский сад №28″ на 2021-2025 год.»
  1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761″О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Пункт 2. Основные задачи «Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно — образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни»
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (ред. от 02.02.2016) «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33423)
  4. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
  6. «Конституция Российской Федерации» (ст.8)
  7. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
  8. Конвенция о правах инвалидов
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017г. «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
  10. «О доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
  11. Международный день инвалидов — 3 декабря

Вниманию родителей!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Создание сайтов — www.msonline.ru
error: Content is protected !!